Отчет о поездке Шория Хакассия Тува Алтай 2009. Часть 1



«Великолепное путешествие по горам и бездорожьям, основанное на реальных фактах».

11.07.2009. День Первый. Начало. «Зеленая летом».

Встреча у гипермаркета «Лента». Состав путешествия:

Экипаж № 1: Машина – Тойота Лэнд Крузер 80. В нем Владимир и Татьяна. С ними наш проводник Евгений, великий знаток всех дорог, потомок удмуртских шаманов в 10 поколении, усы и шляпа все при немJ. Владимир и Татьяна - веселая парочка.

Экипаж № 2: Максим Евгеньевич(мастер золотые руки, у которого всегда есть все….ну или почти все) или просто Мася, Рыжая Лена (молодая и задорная, любительница ставить и разбирать палатки), постепенно превратившаяся в Выдру и даже Тыдру и две прекрасные дамы, Алла (московская светская львица, вдохновительница Шнурова на его лучшие песни,) и Марина (любительница пеших походов и здорового образа жизни) с собачкой. Марина, как владелица  песика, гордо сообщила нам, что его зовут Архип Иванович Куинджи или просто Куинджи или даже просто Джи. Порода – японская лайка шиба ину. Характер независимый, сильный и храбрый, веселый и забавный, не женат. Очень схож с нашей лайкой, только более мелкий. Говорят, что это была собака японских самураев, которая больше всего на свете любила гонять хорьков! Автомобиль – Лэнд Крузер 80.

Экипаж № 3: Антон Иваныч (Зая) характер добрый, но строгий, милый и симпатичный, но любит побубнить иногда, Слава (практичный и запасливый, чрезвычайно подготовленный к поездке) и я (Оля). Автомобиль – Тойота Лэнд Крузер 80.

Экипаж № 4 (замыкающий): Алексей (можно Леха, для тех, кто понимает можно Котег) - профессионал в купании обнаженным, руководитель видеосъемки и фотосессий, курильщик Беломорканала и Примы) и Константин (по аналогии он же Костег) – тоже обнаженный купальщик, любитель водки на Алтае и не только.

Автомобиль Ниссан NAVARA.

Все машины оборудованы рациями, берущими сигнал на дальние расстояния, машина Макса и Котега еще оборудованы антеннами для увеличения радиуса действия раций.

Немного затарились в Ленте, приобрели целительных напитков в виде пива и вина!

06.30 выезд из отправного пункта, настроение отличное. (Здесь и везде далее время новосибирское).

08.30 остановка на легкий завтрак из голубцов и картошки в мотеле «Танай». Настроение улучшается пропорционально появлению солнышка!

08.48 Остановка на заправку бензином и соляркой.

09.48 Остановка на заправку коньякомJ. Нашли в Ленинске-Кузнецком шикарный супермаркет и решили в него зайти. Так как нам показалось, что самого веселого для поездки, а именно спиртного, мы взяли недостаточно. Взяли пива и 8 бутылок коньяка (по настоянию Маси), думали, что этого будет достаточно, позже выяснилось, что будь у нас 20 бутылок, этого бы тоже не было много.

Остановились возле Новокузнецкого поста, к этому времени у всех накопилось несколько «грязных» дел, вот мы их и сделали. Все еще трезвые, но веселые.

14.00 Вот она. Наша первая цель! ШЕРЕГЕШ летом!

Летом все выглядит совершенно по- другому, все здания кажутся выше, так как мы их видим полностью с земли. Их не скрывают снежные настилы высотой в человеческий рост, а то и более. Мы действительно оценили, что снега в Шерегеше зимой бывает МНОГО!!!!!!!! Естественно, мы не смогли удержаться от посещения самих гор! Мы заметили, что работает подъемник на Мустаг и поспешили к нему.  Приблизившись, увидели, что на подъемнике в креслах перевозят различные строительные материалы. Как сказали нам люди, на самом верху строится гостиница! Будет интересно на нее посмотреть, когда ее возведут. Естественно, нашей целью было попасть на самую вершину, что мы с успехом и сделали, договорившись за некоторую плату с позволения прораба или что-то типа того, сесть на кресла вместо материалов и доехать до верха. Нашим восторгам и удивлениям не было предела. Пока мы поднимались вдоль склона, мы заметили, что на месте идеально ровной снежной трассы расположились булыжники высотой в 2 человеческих роста!!!!! Мы просто не верили своим глазам! На самом деле, на месте трассы растут и деревья, и лежат огромные камни, т.е. можно снова сделать вывод, что снега зимой в Шерегеше МНОГО! На вершине мы устроили чудо-фотосессию под названием «Полеты не во сне, а наяву. А также на метле», конечно, не без помощи нашего художественного руководителя по съемкам и фоткам Алексея и одного из его многочисленных фотоаппаратов. С Мустага открывался замечательный вид на Зеленую, которая действительно была зелена.


В общем, осмотр зимнего курорта в его летнем воплощении принес нам множество приятных эмоций. Спустившись на «хлебнице» обратно на землю, мы решили пообедать. Из всех заведений работало только одно кафе. Было интересно наблюдать за безжизненными зданиями, которые зимой чудесным образом превращаются в кафе и рестораны, в которых кипит жизнь и льется глинтвейн.  Поели гречку с грибами и шашлыки и поехали дальше.  Здесь произошла смена экипажей. Дамы с собачкой перешли в машину NAVARA, так как Куинджи очень понравился мужчина с бородой, т.е. Леха.

16.15 дозаправка, зная, что возможно на следующий день долго не будет заправок, мы решили заправиться до полного бака.

18.00  остановка на ночевку. Решили не рисковать и не ехать на ночь глядя покорять  броды. До Усть-Кабырзы не доехали 11 км. Для ночлега выбрали место возле реки. Мы не устояли и все-таки решили преодолеть небольшой брод! Первый опыт получен. Для того, чтобы остановиться подальше от людей, которые уже расположились на берегу, мы как истинные первопроходцы решили протоптать себе поляну! Благодаря 4 тяжелым джипам метровая трава пала и превратилась в мягкий ковер. Сделав пару кругов, машины подготовили место. Мы поставили палатки, разожгли костер, приготовили еду. Мы выпили за начало нашего путешествия, и даже я не побоюсь этого слова «ЖАХНУЛИ». Природа была чудо как хороша. Наша поляна была окружена лесами и холмами. Также можно отметить разнотравие, особо хочется отметить все же разнонасекомие! Если до этого мы знали о существовании разве что комаров и мошек, то сейчас перед нами открылась вся энциклопедия о насекомых. Кого там только не было: слепни, оводы, осы, пчелы, мошки, комары, мухи, муравьи, которые тоже кусаются….брррррр. Воистину рай для исследователей насекомых. Но не для нас. Мы мгновенно покрылись красными пятнами от укусов и поблагодарили предусмотрительного Славу, взявшего целый пакет со средствами от насекомых. Это давало хотя бы некоторое спасение от них. Еще у него имелось мощная защита от насекомых: шляпы с висящими сетками! Забавно же мы в них выглядели. Кстати это наше место «жужжащая поляна» располагалась на месте заповедника, и стоянка здесь стоила каких-то денег. Мы, конечно, ничего не платили (сэкономили на коньяк). Но на самом деле никто даже и не поинтересовался наличием билетов у нас. Вечер был не слишком холодным, вода в реке ледяная. Все равно пошли спать от  усталости. За день проехали  576  км.

12.07. День Второй. «Ох уж эти броды, или «боги были с нами……хитры!»

Все проснулись в прекрасном настроении. Впереди целый интересный день. Броды и бездорожья, как мы знали из описаний наших предшественников. Выехали, как и планировали, пораньше в 11.45J. Проехали 15 минут и не смогли не остановиться, уж больно тяжелый путь выдался. Закупились хлебом в местном магазине в Усть-Кабырзе, в котором можно было найти все от гвоздей и горячего хлеба до последней коллекции осенних ботильонов, расположившихся почти на одной витрине. Село Усть-Кабырза довольно таки большое, расположенное возле реки. Наша флагманская машина заехала в кучу коровьих экскрементов, в чем мы разглядели хороший знак от местных духов, что в последствии и подтвердилось.

Ну, вот и он, первый брод!
Было немного страшно смотреть, как машина постепенно погружается в воду, но вода дошла только до колес. Брод был остаточно глубоким и широким, глубина 50см, ширина метров 300-400. Дальше мы поехали, как сказали местные, по главной щебеночной дороге, которую я  могу назвать только булыжечной, так как она вся была завалена большими камнями. Двигаться можно было максимально со скоростью 10 км/ч. Для 3 крузеров камни не представлялись большой проблемой. Но вот Навара намучилась с ними из-за своей  более низкой посадки. Ехали мы недолго.

Первое происшествие: у крузера №1 потерялся задний номер. Вова и Женя отправились на поиски номера в реке и на дороге. Оставшиеся времени даром не теряли и пошли купаться, и вот оно второе происшествие: Алексея укусил клещ, оказалось, что он у нас самый вкусный. В сопровождении Костега они отправились в деревню пешком, благо, что мы не отъехали далеко (спасибо Вове, что он потерял номерJ). В результате бесплатной инъекции Котега удалось спасти! Они вернулись с пивом, хорошо, что не зря ходили! Тем временем и Вова уже вернулся, но с пустыми руками. Номер не удалось найти. Во время всего этого мы успели даже посмотреть DVD фильм, в специально оборудованном Крузере.

14.30 Закончив перекатывать, мы поехали дальше.

14.55 Подъехали ко второму броду. Слава пошел на его разведку пешком, сразу же потерял сланцы. Река была достаточно глубокой (по пояс) и течение сильным. Тут у нас образовалась дилемма: пытать преодолеть брод или ехать дальше в поисках другой дороги. Первый экипаж поехал дальше. Вот тут и начался тот самый « Божественный» юмор. Мы выбрали ехать искать другую дорогу, так как наш проводник Евгений был уверен, что знает другую более легкую дорогу! Проехав 10 минут, мы оказались перед бродом. Действительно, он был мельче и воды там было по колено, не только человеку, но и Коту. Макс расстроился, что не пришлось воспользоваться шноркелем, оснащение которым было потрачено 600 российских рублей.

15.50. Все машины произвели успешное покорение речки. Глубина 70 см, ширина чуть больше 100м. Эффектным кортежем мы прошли эту трудность. Экипаж №3 (заячий крузер) сел, но Макс с легкостью его вытащил. Не прошло и 15 минут, как судьба подарила нам еще один брод. Милы мы все-таки местным духам!

18.17 все машины преодолели и этот брод. Это было непросто: было достаточно глубоко, течение было сильным. Выезд на другом берегу размылся после первой машины и остальные выезжали уже на глину. Макс, который шел вторым, сразу сел после того, как выехал из реки. Его не удалось вытащить тросом, поэтому наконец-то воспользовались лебедкой. Следующей пошла НАВАРА, которую хорошенько помотало в течении. Героем оказался наш экипаж во главе с Антошкой Иванычем. Мы выехали на размытую дорогу, не застряв там, руководствуясь «слаженными командами» другим командиров команд. В результате Зая поступил по-своему, и мы успешно проехали размытую дорогу.  

Поехали дальше. То, где мы ехали, дорогой не назовешь. Это была лесная тропа, которая постепенно сужалась, и казалось, что в результате она и вовсе сойдется, задушив нас огромной травой выше наших машин. Чем дальше мы ехали, тем становилось понятнее, что выбранная нами дорога, мягко говоря, неправильная, судя по следам последние машины проезжали тут во времена динозавров. Мы двигались с большой осторожность, выходя из машины перед каждым опасным участком, который был через каждые 5 минут. Марина и Куинджи вышли погулять и обогнали нас, т.е. реально мы двигались медленнее пешехода. Наш проводник заверял, что это и есть главная дорога, но мы так и не поняли, для кого она главная. Насекомые не оставляли нас ни на минуту. Они залетали в открытые окна и жужжали в салоне, намереваясь укусить посильнее. Мы снова и снова преодолевали броды, и казалось, что им нет конца.

18.30 Такое покорение неизведанного могло бы продолжаться вечно, мы надеялись, что в конце концов эта главная дорога действительно выведет нас на главную дорогу. Но тут произошло чудо: шорские боги послали нам местных путников на лодке, которые и открыли нам глаза на наше заблуждение. Оказалось, что эта наша главная дорога ведет в никуда, так как по ней уже давно никто не ездит. В результате мы повторили весь путь до первого глубокого брода, перед которым образовалась наша дилемма. Местные в лодке сказали, что тот самый глубокий брод совсем даже и не глубокий, если ехать немного левее. Обратно трехчасовой путь мы уже с опытом прошли за 40 минут. Действительно отыскали неглубокое место в реке и все машины без проблем там прошли. После этого дорога стала чуть получше, и мы, вдохновленные нашим успехом, ехали до 20.00 и остановились на ночлег, выставив машины эффектной стеной вдоль дороги. Быстро разбили лагерь и приготовили еду. Приняли вечернюю ванну, обсудили все подробности нашего дня и пришли к выводу, что местные боги все-таки были с нами……хитры!

Проехали за день 51 км. (На приборах 627 км).

13.07. День Третий. «И все-таки Костегу нужен палец!»

Как всегда с утра выехали со стоянки в 12.00. Сначала ехали по вполне нормальной дороге, которая шла вдоль леса, любовались живописными видами первозданной природы, но потом стало понятно, что все будет непросто. Проехали 3 брода, как нам показалось не сложных. Мы совершенствовали навыки прохождения бродов с каждым разом все более уверенно и эффектно проезжали их друг за другом, а Алексей все это снимал на камеру и фотоаппарат. Дорога была не намного лучше вчерашней, встречались огромные вымоины, которые можно было преодолеть только подкладывая бревна под колеса. Подумали, что неплохо было бы иметь сэнд траки для подобных условий. Мы останавливались перед всеми сложными участками, и экспертный совет в составе командиров экипажей решал, как проехать тот или иной участок.

15.05 Опять промоина, которую можно проехать, только подложив доски, что мы и делаем.

16.00 Происшествие!!!!!! В очередной раз застряла машина. Навара в этот раз. Костя начал раскручивать лебедку на Наваре, и она по инерции чуть не зажевала ему палец. Было много крови, но палец остался на месте! Очевидцы происшествия очень испугались за него.

16.52  Нашли землянику, растущую вдоль дороги, чему очень обрадовались! Дальше так и ехали по узкой дороге с вымоинами, бесконечным лужами и бродами. То и дело застревая и вытаскивая друг друга мы ехали все дальше и дальше. Дорога была очень узкая, обрамленная с обеих сторон высокими деревьями, которые нагнули свои ветки и царапали всем машинам кузова. Скрежет веток по нашему автомобилю давал понять, что кузов будет отполирован как следует! Так время от времени шел доджик, дорогу успело немного размыть, что очень сильно осложняло движение. Мы применяли все имеющиеся в машине опции: включали блокировки и пониженную передачу и только это спасало, иначе мы бы остались сидеть в этой грязи. Скорость нашего передвижения колебалась в районе 10 км/ч. Все мы очень устали от этих сложных участков.

19.00. Приступили к прохождению перевала. Природа поменялась. Раскидистые деревья сменились высокими и стройными, появилось множество цветов ярко синих и ярко оранжевых. Перевал очень красивый, везде горы, покрытые лесами. Высота не доходила да 1000м. Наконец-то понадобились пила, чтобы спилить лежащее на дороге дерево. После перевала преодолеваем разрушенный мост по камням. Вообще, мы отметили, что в горной шории очень много разрушенных мостов и нет дорог. Видимо, ездить здесь некому, да и некуда.

20.00 начинаем искать место для привала. Понимаем, что мы близки к населенному пункту и было бы неплохо отъехать подальше учитывая тот факт, что почти все поселки в том районе Шории населены «химиками». И вот мы подъехали к одному очень милому на первый взгляд местечку с лавочками и столиком, но Антошка увидел на дереве надпись о том, что разыскивается некий малолетний преступник-рецидивист, сбежавший из колонии. Мы решили там не останавливаться. Преодолеваем еще один разрушенный мост прямо по камням и сразу за ним решаем остановиться, перегородив машинами все въезды и выезды во избежание опасности.

22.00 добрались до места ночлега. Все начали ставить палатки и пошел дождь. Мы с Заей решили спать в машине. Поляна была небольшая прямо на дороге, вдоль реки. Насекомых было меньше, чем в наших привычных местах, но все равно они по-маленьку одолевали. Ужинали уже в темноте дошираком. Косте была оказана медицинская помощь Мариной. На самом деле, мы все очень испугались за него, особенно те, кто все это видел. Дождь резко усилился, и все быстро разбрелись по палаткам. Как нам показалось, природа шории была не слишком гостеприимна в этот день.

За день мы проехали 44 км. Это были самые тяжелые 2 дня езды по бездорожью.

14.07. День Четвертый. «Вспомним скорость».

11.54 с завидным постоянством с самого утра выехали со стоянки. Погода замечательная! Едем первой машиной. Скорость уже около 50 км!!! Едем по вполне приличной дороге, отсыпанной гравием. Доезжаем до с. Новый Базас. Село заброшено, есть несколько разрушенных домов. Через 30 мин. доезжаем до с. Ильинка, жилой деревушки в несколько домов. У шорской девочки с милой улыбкой, но с не очень милыми родителями, стоящими неподалеку с косами, интересуемся, правильно ли мы путь держим на Ортон, на что получаем утвердительные ответы.

13.10 доезжаем до с. Ортон. Перед поселком большая лесопереработка, на которой трудятся «химики», которых во множестве мы встречали по пути. Поселок Ортон небольшой, но там есть церковь, видимо для того, чтобы местные отмаливали там свои грехи. На развилке одна дорога ведет вверх в поселок, вторая нижняя ведет на КПП. Получив небольшую консультацию у химиков, едем по нижней дороге, минуем кпп и едем направо. Как потом выяснило налево ведет дорога на Междуреченск, т.е. по ней можно поехать и миновать наши 2 самых интересных и тяжелых дня. Дальше едем по лесной дороге с небольшими бродами и лужами. Дорога грейдерная и вполне широкая, даже встречаются встречки! Насекомых стало значительно меньше, что очень радует. Виды красивые, балуемся видеосъемками. Едем первой машиной, следом Макс, третий Вова, замыкающий, как обычно, Котег. Едем мы едем, как вдруг дорога становится значительно хуже, приходится ехать прямо по устью реки, начинаем подозревать, что снова заехали не на ту дорогу. Евгений говорит, что нужно вернуться на КПП и спросить там верную дорогу, что мы и делаем. Возвращаемся на Кпп! А И там узнаем, что ехали совершенно верно!!!!! Т.Е. от Кпп всего идет две дороги, одна направо, которая как раз и ведет в Большой Ортон, а налево – это дорога в Междуреченск. На Кпп нам также сообщают, что сбежал преступник и сейчас несколько конвоев его ищут! Мы порадовались, что вчера не стали останавливаться в шикарном лесном месте со стульчиками и столиком, так как именно его координаты и информация о поиске висела на дереве! Немножно поучаствовали в детективеJ.

14.00 Снова едем по той же дороге на Большой Ортон, интереснее всего, конечно, было бы попасть в Гигансткий Ортон, но, к сожалению, нет такого населенного пункта на карте! Дорога давала нам возможность развивать скорость до 50 км/ч, по такой скорости мы уже успели соскучиться. Вообще там было красиво, отметили все те же разрушенные мосты как и везде в шории.

14.55 Едем по небольшому перевалу до Б. Ортона.

16.00 Остановка на реке близ Большого Ортона. Снова происшествие: у Максовского Крузера оказалось проколото колесо. Производим небольшой ремонт. Тут же оказывается. Что у Вовиной машины тоже проколото колесо, производим замену колеса вовсе.

Еще один интересный факт: на той реке происходит знаковая встреча с Паджеро из Красноярска. Трое человек в одной машине решились на такое путешествие примерно по такому же маршруту, как и мы. Только в обратном направлении. Т.е. они ехали из Красноярска на Алтай через Хакасию и Шорию, а потом обратно в Красноярск! Мы, увидев, их машину и то, что они едут одни, удивились, как они будут проходить тот самый трудный участок дороги, где можно очень легко застрять даже на джипе. В общем, после наших рассказов они решили ехать через междуреченск, чтобы миновать трудности. Мы порадовались, что есть еще такие же отчаянные люди, которые предпочитают такой отдых.

16.50 пообедав на капоте Навары сайрой и хлебом, двинулись дальше. Мчались по такой же, как и до этого по неширокой лесной дороге со скоростью 50-60.

На развилке видим указатель на Балыксу. Поворачиваем туда.

18.30 Мы уже в Хакасии! Граница между кемеровской областью и Хакасией нечеткая, нет никаких КПП или других опознавательных знаков. Мы всем кортежем остановились и выпили за преодоление сложнейших участков Горной Шории, которые остались позади. Дальше на развилке поворачиваем на Тею. Сразу начинается хорошая широкая дорога, по которой часто едут встречные машины. Это немного дико для нас после пустынных лесных троп. Едем 80 км/ч!

19.30 Перевал высотой в 1080. Красивые виды гор, усеянных деревьями. Останавливаемся на фотографии. Встречные машины есть, но их совсем немного. После перевала навстречу начинают попадаться БЕЛАЗы! Пейзажи вокруг определенно дают понять, что мы движемся рядом с карьером, это дают нам понять также и характерные отвесы гор. Еще один белаз и  уже совсем понятно, что мы пропустили какой-то поворот и теперь заехали на территорию карьера! Алексей, который ехал последним, сообщил нам по рации, что его остановил охранник на УАЗике и требует покинуть территорию карьера! Мы все подъехали к нему и попросили сопроводить нас и показать дорогу во избежание дальнейших ошибок, в чем нам было отказано. По словам этого охранника, это был рудодобывающий карьер, хотя Слава заподозрил, что дело, возможно, пахнет золотом! Тем временем мы, следуя описаниям охранника, опять что-то сделали не так и снова оказались на карьере. Только с другой стороны! Видимо охранник усмотрел в нас совершенно бесстрашных нарушителей и сам приехал нам на помощь. Теперь уже он ехал впереди и даже иногда для убедительности высовывался из окна своего УАЗа и рукой показывал, куда же собственно нам надо ехать! Наконец-то мы выехали из секретного объекта и поехали своей дорогой с указателем на Аскиз.

21.30 поняли, что устали и нужно искать место на ночлег. Место было выбрано неподалеку от дороги, но, тем не менее, скрытое от чужих глаз. Палатки поставили компактно. Приготовили лапшу с любимой тушенкой и счастливые поужинали. По вечерам мы обычно обсуждали день во всех красках, делились впечатлениями и,  конечно, хохотали, так как в нашей компании никто не был обделен чувством юмора. Позвонили Игорю в Майорку, похвастались нашими подвигами, на что он нам ответил, что в принципе нисколько нам не завидует, так как каждый день поедает омаров и наблюдает шикарные виды и наслаждается прекрасной погодой. Но мы-то поняли, что он тоже хотел бы быть с нами!

На нашем новом месте насекомых практически не было, было много деревьев.

За этот день мы проехали 163км. От Новосибирска 829.


Часть 2