Отчет о поездке Шория Хакассия Тува Алтай 2009. Часть 2

15.07. День Пятый. «Немного цивилизации».

Утро в лесу началось с дождя. Когда мы увидели первые капли, мы надеялись, что это просто утренний дождик в качестве привета с небес. Кстати дождик шел каждый день в той или иной степени. А оказалось, что это дождик превратился в дождище! Он застал нас прямо за завтраком на столе, и мы, прихватив, кто сгущенку, а кто и доширак, кинулись под дерево спасаться от стихии. У нас промокли все палатки. У Константина промочить палатку получилось качественнее всего, плюс еще все «пенки». Сразу видно, что бывалый турист!

Тем временем произошло еще одно происшествие: у Котега оказалось проколотым заднее колесо. После небольшого ремонт машина была готова к продолжению пути.

11.00 Хорошенько покатав шары, мы выезжаем. Пора продолжать наше путешествие!

11.17 Проехали село Бирикчуль. Огромное по местным меркам село с асфальтированными дорогами. Встречаются новые свежепостроенные дома с пластиковыми окнами. У особо состоятельных бирикчулян мы заметили во дворе «Хорька» (HARRIER), обитателям Навары пришлось ускориться, проезжая Хорька, чтобы Куинджи не начал на него охоту. (Для справки напоминаю, что в нем генетически заложена ненависть к хорькам. Цель - их истребление)! Видно, что сельчане ориентированы на туристов, то и дело в жилых домах можно увидеть объявления с продажей сельских ценностей: лекарственные травы картофель в ведрах, семена, мед и т.д.

После села Бирикчуль останавливаем на заправке. К этому времени у нас уже пустые баки. Т.е. езда по бездорожью требовала от наших машин много топлива. На заправке есть сотовая связь. Звоним родным, хвастаемся своими успехами! Макс «золотые руки» с помощью ума и ремонтного набора для экстренной помощи чинит Наваре колесо. Помощью шиномонтажки мы так не разу и не воспользовались.

13.00 Едем дальше, пейзажи поменялись на степь. Интересно выглядят холмики, выровненные ветрами.

13.10 Нас останавливает местное ГИБДД. Причина-превышение скорости и пересечение сплошной линии. Это все на самом деле было, но пересекли линию мы лишь потому, что на нашей полосе движения расположились коровы, которые, как известно, не реагируют на звуковые сигналы и когда проезжаешь мимо них, они считают, что поступают правильно, когда стоят на дороге! В результате Хакасские гаишники пытались нас уверить, что никаких коров не было, при этом показывая нам запись на камере, на которой как раз и есть те самые коровы. Это было умно с их стороны! Они угрожали, что отберут права. Их расчет, что мы недалекого ума людишки не оправдался и, получив квитанции о штрафе в размере 300 рублей за превышение скорости, мы поехали дальше.

13.30 мы въехали в Абазу. Районный центр открылся нам во всей красе! Это был самый цивилизованный населенный пункт со времен Новосибирска! Пятиэтажные дома, спутниковые тарелки, банки и все остальные признаки цивилизации. Из всех этих проявлений нам поскорее захотелось отправиться  не в кино и не в театр, а в СУПЕРМАРКЕТ!

Нашествие в супермаркет нашей дружной компанией напоминало нашествие саранчи в особо урожайные годы. Мы хватали с полок все, что первое подворачивалось нам под руки! Местные абазинцы были немного шокированы нашими голодными глазами и лютым желанием опустошить все прилавки. В результате на кассе в наших корзинах можно было увидеть много всего интересного, как в песне Касты: жвачки, сухарики, конфеты…., шоколадные шарики. И, конечно же, алкоголь! Без этого невозможно было двигаться дальше!

14.40 поехали пообедать в местном кафе «Кедр», который одновременно являлся и гостиницей. Помыли руки горячей водой которую вот уже столько дней не видели. Обед был на удивление вкусным, особенно вкусным после тушенки! Солянка салат, пюре с мясом, все приличное и плюс сервис! Мы остались довольны и поехали дальше.

15.30 сразу после Абазы вышли на перевал. Красивые виды, бурная растительность всех оттенков зеленого на горах. Перевал небольшой, высота до 1000 метром. Так мы спустились с перевала и продолжили движение по А 161. На удивление по федеральной дороге нам не встретилось всего около 10 машин. Ехали до 18.00 и, не доезжая 150 км до Ак-Довукака, решили разбить лагерь и постоять там сутки. Местные говорили нам, что, не доезжая до базы «Снежный барс», можно найти красивые места. Одно из таких красивых мест было выбрано для дневки.  Поляна располагалась недалеко от дороги, но была скрыта большими деревьями, спуск к реке был удобным, поэтому было решено поставить баню.

На приборах 1088 км с Новосибирска. 1275- высота над уровнем моря.

16.07. День Шестой. Дневка. «Кто в лес, кто на рыбалку!»

Проснулись в ожидании большего отдыха. Кое-кто начинал день не с чашечки кофе или чая и даже не с какао с молоком, а с рюмочки водочки! День сразу же завязался и перестал быть томным. С погодой не очень повезло, было пасмурно, но дождь пролился только к вечеру. С утра у всех было много планов: у Вовы рыбалка, у Алексея - пеший поход по лесу к озеру, ну а у остальных просто отдохнуть, а точнее напиться!!! Почти все свои планы осуществили, легче всего, конечно, удалось выполнить тем, кто хотел напиться, больших усилий это не потребовало. Леха тоже собрал команду единомышленников, кто хотел бы походить и посмотреть на красоты, к тому же они хотели дойти до озера. Команда для похода была чудо как хороша: Костя, Алла, Марина, Куинджи, Лена и, конечно, идейный вдохновитель Алексей. В поход они взяли все необходимое для этого: джин-тоник, сигареты и сникерсыJ.Во время похода они преодолели множество преград: 2 брода с ледяной водой, через которые обнаженные Алексей и Константин переносили девочек, быть обнаженными необходимо было быть для того, чтобы соблюсти древний ритуал, якобы река должны была перед ними расступиться. Но то ли в это день боги были неблагосклонны, то ли обнаженные натуры наших Аполлонов пришлись им не вкусу, река была неприступна и пришлось им бороться с бешеным течением и в ледяной воде, чтобы пересечь реку. Куинджи веселился больше всех, он почувствовал свою дикую природу и резвился изо всех сил. Наши путники преодолели все трудности и достигли высоты 1530м. До озера добраться не удалось, почва возле него оказалась заболоченной и идти дальше не представлялось возможным. Тем не менее, с гордостью за наших друзей могу сказать, что они пешком прошли 14 км и целые и невредимые вернулись в лагерь в 18.00.

Хуже с реализацией планов было у Вовы. Удочки он приготовил еще с утра, но не спешил ими воспользоваться, т.к. у него были дела поважнее, он писал диссертациюJ, На самом деле, просто он выпил для храбрости перед рыбалкой (его Женя напугал, что возле реки очень много медведей) и потом еще раз и еще раз выпил….ну и пошел расхрабренный с удочкой к реке. Но вернулся он уже через 10 мин, заявив, что рыба вся спит! Вот такая сонная рыба нам попалась. Лучше всех провели время мы с Заей! Зая организовал варку супа. Планировалось, что это будет рыба-борщ, но так как рыба спала, получился просто борщ!!! Все получилось вкусно и питательно. Мы весь день наслаждались свежим воздухом и окружающими нас видами.

Вечером была растоплена баня. Это замечательно: из обжигающей бани окунуться сразу в ледяную речку! В баню все ходили по парам. Только вот великолепная четверка стала исключением! Алла, Марина, Алексей и Константин решили познакомиться поближе и отправились туда все вместе! Остальное оставим за кадромJ.

Вечером нас ждал большой сюрприз: Марина устроила нам супер fire show! Это было по-настоящему зрелищно. Полная темнота, небольшая фигурка в темном костюме и мелькающие с большой скоростью огоньки в воздухе! Здорово.

Также побаловал нас Антошка. Он приготовил свой специальный кальян, и мы покурили вкуснейший табак со вкусом яблока и винограда с мятой.

Дневкой мы остались довольны.

17.07. День Седьмой.  «Сказочные пейзажи».

Выехали в 11.47 как всегда ни свет ни заря. Вскоре начался подъем на перевал. Очень красиво и величественно. Скалистые вершины замысловато граничат с покрытыми небольшой растительностью горами. Этот перевал показался нам самым величественным и красивым из тех, что мы видели раньше. На него был длинный подъем и такой же спуск. На вершине мы не могли не остановиться, мы просто обязаны были запечатлеть все это величие на видео и фото. Перевал является границей между Хакасией и Тывой, высота его 2206 м над уровнем моря. На такой высоте даже снег еще не растаял. Мы как дети бросились играть в снежки. Больше всего радости снег принес Куинджи! Он, как бешеный, бросился в снег, и начал там кататься на спинке. Нам было весело за ним наблюдать. На вершине перевала было по-настоящему холодно, и к тому же пошел дождь, поэтому мы поспешили продолжить свой путь.

13.00 Остановка на посту сразу после перевала. Мы уже в Тыве.

ДПСники не очень вежливы, проверили документы, но досматривать машины не стали. Нас начали спрашивать, откуда мы и куда едем. Ответом на этот вопрос Антон вогнал ДПСника еще на сто лет в ступор, учитывая тот факт, что время в Тыве и без этого течет в 100 раз медленнее, чем у нас, ответив, что едем мы из Новосибирска в Новосибирск. А ведь сказал он чистую правду!

14.00 Ак-Довурак. Достаточно большой поселок. Дома все в ужасном состоянии, выглядят старыми и некрасивыми. Сначала мы подумали, что действительно все здания были построены уже очень давно и поэтому у них такой жуткий вид. Но потом мы заметили, что даже дома, которые строятся, уже выглядят рухлядью! Видимо, это делается для того, чтобы соблюсти единый архитектурный ансамбль, или для того, чтобы не отличаться друг от друга, а может быть просто у них руки настолько золотые, что по-другому они строить совсем не умеют.  Зашли в местный магазин, ассортимент, мягко говоря, скромный, продавщица принимает клиентов через металлическую решетку.

Вообще, в Тыве было такое ощущение, что развитие здесь остановилось лет 100 назад, увидев здесь мамонта, перебегающего дорогу, никто бы в принципе не удивился. Для этих людей не интересна наша суета, они все делают неспешно и расслабленно. Такое ощущение, что и мозг у них по-другому устроен.

Пиво в этом магазине так и не нашли и поехали дальше. Дорога лежала через степь.

15.30 город Чадан. Интересный городок! Мы были там днем, но такое ощущение, что кто-то предупредил всех жителей, что приедет много белых людей, и все местные жители вышли на них посмотреть. На самом деле, на предполагаемой центральной улице имени Сергея Шойгу беспрестанно сновали местные жители. Вот прошли молоденькие девушки, некоторые из них очень даже симпатичные и модные, все исключительно на каблуках. Вот молодые люди проехали на «модном» автомобиле, гордо взирая на пешеходов. Многие разговаривают по сотовым телефонам. Ни одного европейского лица разглядеть не удалось, но зато это один из немногих населенных пунктов, где можно найти надписи на русском языке. На улице Сергей Шойгу располагалось несколько магазинов подряд, и там было оживленнее, чем в гипермаркете «Лента». Может быть, у них пятница закупочный день или просто им нравится ходить в магазины и что-то покупать, то ли здесь просто модно гулятьJ. Т.е. в каждом маленьком магазине  была очередь из 5-7 человек и все они что-то покупали. Из всего ассортимента мы приобрели колбасу, хлеб и, конечно, пиво!!!!!

После этого города едем еще немного по прямой и потом поворачиваем направо. Начинается каменистая дорога, по описаниям нашего путеводителя такой дороги нам предстояло проехать 200 км, чему мы несказанно «обрадовались»! Дорога была сложная, ехали как по стиральной доске. Параллельно шли дороги прямо по степи , иногда мы ехали по ним, чтобы избежать камни. Удивляемся прежде невиданным видам, тывинские степи в обрамлении скал и гор, снежные вершины.

Природа здесь выглядит намного сильнее человека. Бескрайние просторы с высокими горами и снежными вершинами, вот и все, что видит глаз. Не удивлюсь, что за этими горами сидят местные боги и снисходительно наблюдают за изредка проезжающими здесь путниками. Но они не злобные, скорее просто равнодушные. Горы здесь выглядят как из сказок Толкиена, скорее всего и хоббиты там сидят, просто они были не доступны нашему взгляду. Особенно восторг вызывали пейзажи во время заката: солнце причудливо выглядывало то с одной то с другой горы, меняя цвет от оранжевого до ярко красного.

18.40 Ну наконец-то и наша очередь пришла проколоть колесо. Все экипажи остановились и пришли к нам на помощь. Макс уже достал свой волшебный набор, но обнаруженная дырка, получившаяся в результате прокола крупным камнем, была настолько велика, что ее даже волшебные руки Макса не смогли залатать. Но у нашего заемобиля было запасное колесо, которое Зая и Слава профессионально поставили его вместо пострадавшего колеса.

Мы проезжали места силы. В Тыве распространены 2 верования - буддизм и ламаизм и зачастую святыни стоят рядом друг с другом. У них есть верование, что путнику по дороге нужно остановиться, положить камни в определенном месте том в количестве, сколько у него детей и родственников, и тогда боги пошлют ему счастье и удачу. Все мы тоже так сделали. В одной из куч камней нашли шаманский бубен, но трогать его не стали во избежание гнева небес.

20.05 начался град.

20.06 закончился град.

20.30 начался обалденный перевал, превосходящий по красоте и сложности все алтайские. С одной стороны отвесные высокие скалы, с другой стороны обрыв. У меня реально щекотали нервы. Снежные вершины можно было наблюдать с разных ракурсов. Когда солнце начинало садиться, оно осветило часть гор, остальные остались в тени, опять эта игра цветов и формы. Вообще по всеобщему мнению тывинские пейзажи чудо как хороши и необычно. Почти никто из нас еще такого не видел. Высота самого красивого перевала 2614м. Вообще по тем дорогам в Тыве мы проехали множество таких перевалов и мест, для описания красоты которых еще вообще не придумано слов.

21.30 Добрались до места ночевки, которым было выбрано озеро в окружении гор.

Уже почти в темноте ставим палатки, ужинаем. На улице холодно от такой высоты, и плюс еще дует ветер с озера. Впервые надели теплые вещи и даже шапки, шарфы и шерстяные носки, если бы были руковицы, я бы и их наделаJ. Пытаемся развести костер, мы предусмотрительно взяли с собой дрова с места прошлой стоянки, так как знали, что здесь деревьев нет и что не будь мы такими дальновидными, то остались бы без тепла, правда одно полешко кто то здесь оставил специально для нас. Зая рубит дрова, но они очень влажные и совсем не горят. В результате дрова порубили на мелкие палочки, выложили их в форме пирамидки, чтобы просушить. Пытаем их разжечь газовой горелкой, долгое время огонь дает только она, а дрова служат лишь украшением, шутим, что взяли с собой декоративный костер! В следующий раз решили взять брать декоративнее палатки, декоративную водку и декоративную тушенку.

Вообще несмотря на красоту и необычность этого места понимаем, что лучше отдыхать возле проточной воды, так как в озере имеется илистое дно, купание там не приносит большого удовольствия.

Высота стоянки нашего места 2325м. За день проехали 465 километров, 165 из них по бездорожью. 1525 км по приборам из Новосибирска.

18.07.День Восьмой. «Что может быть вкуснее барашка из Кош-Агача!»

Утро на тувинском озере. Предыдущим вечером мы не успели рассмотреть все красоты, а с утра все замечательно видно. Растительность очень скудная, деревьев почти нет. Природа суровая, но очень величественная. Озеро в окружении гор, некоторые из них снежные. Мы сходили в горы, посмотрели на озеро с высоты, от такого вида замирает сердце. Особенно в горах понравилось нашей парочке: Куинджи и Алексею. Куинджи вообще успел сделать много дел. Помимо прогулок, он успел еще и поохотиться. Пока мы складывали вещи, мы заметили, что он отбежал от нас и начать лаять, призывая к себе. Марина побежала к нему и вскоре позвала всех с фотоаппаратом. Выяснилось, что наш охотник нашел сурка и вытащил его из норки. Это все Леха запечатлел на камеру! Мы по праву можем гордиться нашим охотником!

Вообще там было много норок, маленьких и побольше, в которых жили различные грызуны. Во время нашего передвижения они сновали туда сюда, перебегая через дорогу. Кстати, если верить Костегу, чем больше сусликов ты насчитаешь по дороге, тем счастливее ты будешь!

Выехали с места стоянки. Дорога так и ведет нас по степи. Глядя на карту, мы понимаем, что движемся непосредственно вблизи границы с Монголией. Но об этом говорит только карты и  несколько столбиков, на которых указано: «Внимание! Пограничная зона». Ни одного пограничника или дейсвующего КПП нами замечено не было! Мы как авантюристы не смогли удержать и пересекли таки границу! Мы залезли за колючую проволоку и сфотографировались на фоне озера, которое уже находится на Монгольской территории. Эти фотографии пока хранятся, конечно же, в сейфе до официального запроса ИнтерполаJ. Потом алтайские пограничники пояснили нам, что в юртах, которые мы могли видеть неподалеку от границы с монгольской стороны, как раз и обитают монгольские пограничники. Только вот их должностные инструкции начинаются с того, что прямой их обязанностью является выпас баранов, а уже только в оставшееся время они должны охранять границу, видимо, на баранов все и уходит! Вот такие совмещения профессий бывают, если не хватает населения.

13.20 Доехали до с. Кызыл Хая. Давно уже не было на нашем пути населенных пунктов. Вообще это тывинская особенность, на протяжении сотен тысяч километров можно вообще не встретить ни одного населенного пункта, разве что немногочисленные юрты, возле которых пасутся сарлыки – волосатые коровы.

Посмотрели праздник в  селе Кызыл Хая. Праздник посвящался тому, что в село привезли статую для поклонения. Неизвестно, чему все эти люди поклонялись, пока у них не было этой статуи, но теперь они были спасены!

Встретили местных милиционеров. Сначала они отнеслись к нам настороженно, но потом все же сменил гнев на милость и просветили нас относительно нашей дороги. Как они нам сказали, дорога до Республики Алтай будет НОРМАЛЬНАЯ. Это ключевое слово! Только потом мы поняли, насколько у нас и у них разнятся понимания нормальной дороги. Или может быть это была шутка над нами.

Мы проехали село, которое как и все до этого выглядело разрешенным и поехали дальше, следуя указаниям милиционеров. Мы сразу же поняли, что в нашем понимании эта дорога не являлась нормальной. Она была каменистая и то  и дело уходила в реку. Скорость нашего движения опять снизилась до 30км/ч. В результате поплутав по лесу, мы поняли, что не знаем, куда ехать дальше. По карте тоже было непонятно, так как дороги, по которым мы ехали, разветвлялись в нескольких направлениях.

14.10 Потеряли дорогу. Поплутав пешком во всех возможных направлениях, мы решили воспользоваться gps путем, оставленным нашими предшественниками на сайте. Что мы и делаем. Алексей скачивает этот путь себе в навигатор, и теперь нам становится понятно, куда путь держать. Едем дальше.

16.30 Стоим на очередном  красивом перевале, видим Ак-Коль. Озеро больше того, на котором мы ночевали, величественное и грандиозное, все окруженное тснежными вершинами. С нами местный рыбак, который попросился из одного непонятного места доехать до другого непонятного места! Мы думали, что он будет подсказывать нам дорогу, но он вообще не понимает по-русски. И на все наши вопросы отвечает многозначное «ЫЫЫЫЫ» и показывает рукой дорогу. От него пахло как на рыбном базаре, особенно это почувствовал Слава, который ехал рядом с ним на заднем сидении.

16.45 встретили старых друзей на Паджеро! Снова знаковая встреча! Друзья из Красноярска уже проделали свой путь до Алтая и едут обратно. У них режим был более ускоренным, они реально вставали в 7 утра и с первыми ласточками отправлялись в путь.

Мы спросили у наших друзей, как нам найти дорогу на перевал Бугузун. Они сказали, что все очень просто и нужно ориентироваться по их следам! Наши машины, как охотничьи псы, искали следы Паджеры, чтобы взять курс на Бугузун. Особо хорошо находить следы получалось у Жени. Дорога выдалась не из легких. Она плутала по горам, направляя нас то в гору, то под гору. Иногда попадались огромные камни, которые очень мешали движению. Особо милы были эти камни Наваре, она ехала очень медленно, так как это действительно большая проблема. Макс как всегда ехал первым, мы вторыми, Вова третьим и Навара позади. Иногда мы объезжали эти булыжники по параллельным дорогам, но и это особо не спасало, так как рядом были заболоченные почвы, и мы проезжали там, рискую посадить машину. Мы так и ехали по просторам и тут на нашем пути оказался какой то дом, из которого на полном ходу шел человек, как мы догадались, по нашу душу. Он подходил к машинам и удивительно, но просил…водку, конечно. Мы ответили, что все выпили и были таковы. Вот так не сложился вечер у бедного тывинского мужика.

И вот наконец-то стал приближаться перевал Бугузун!!!!!Мы так много про него слышали и читали и так мечтали поскорее до него добраться! Оказавшись на верху, мы все вышли исследовать пейзажи. Для справки (основано на информации, полученной от Евгения путеводца): перевал Бугузун находится на высоте 2640 над уровнем моря, перевал является границей между Алтаем и Тывой, водоразделом между Енисеем и Обью, границей между грядой Алтайских гор и Саянами. Также это место является заповедником. По всеобщему мнению перевал Бугузун не является самым красивым и интересным местом из тех, что мы видели на своем пути. Тывинские перевалы куда эффектнее и красивее,  они даже не имеют названия, потому что чтобы назвать их все в тывинском языке просто не хватило бы слов.  Самым сложным перевал тоже не назовешь. Опять же вернемся к тывинским перевалам, которые действительно сложнее. Мы пофотографировались  на фоне заповедной зоны и пограничной заставы, пока ждали гоночную Навару. Таня пыталась достать сурка из его норки, но единственное, что ей удалось – это измазать руки по локоть в грязи. Сурок был непреклонен и так и не вышел!

Спуск был достаточно крутым, но коротким. Мы подумали, что с этой стороны подниматься на перевал было бы сложнее.

В общем, мы быстро «сбугузунились» и начали вызывать всех по рации. Макс как всегда был впереди планеты всей, и вскоре мы совсем перестали его слышать. Дорога после перевала шли прямо вдоль реки Бугузун,  иногда приходилось ехать прямо по устью реки по течению. Природа пока еще как в Тыве: первозданные природные пейзажи, звуки воды в реке, ветра в небе и животных в степи!

Потом на развилке поехали по левому нижнему берегу реки, так как это было посоветовано в наших описаниях. Дальше дорога уходит вверх направо. По ней мы и поехали. И тут начало происходить странное. Макса мы перестали слышать в рацию вообще. У Вовы начала разгораться семейная сцена, которая резко затормозила ход его машины. Алексей уверял, что они едут по левому берегу, а мы с Антоном не могли понять, как можно там ехать, если там нет дороги. Так в растрепанных чувствах мы ехали наугад по полевой дороге. Макс был где то впереди, остальные где то позади и на улице начинало темнеть! Так в легком замешательстве мы ехали дальше, иногда выясняя, что же происходит позади нас. А там Леха наконец-то доехал до Вовы и мы поняли, что он просто был очень далеко от нас, когда мы с ним связывались. Леха и его команда помогли Владимиру в его нелегкой ситуации, и все продолжи движение вперед. А мы тем временем доехали до места, в котором нас настигли 2 человека с автоматами!!! Сначала было странно, кто это и зачем. А потом стало понятно, что это пограничники, и им нужно проверить наши документы. Тут мы заметили и машину Макса, стоявшую внизу от дороги. Пограничники оказались вполне вежливыми и гостеприимными. Мы спустились к Максу, Жене и Лене. Оказывается это место, где мы остановились, было решено выбрать для дневки. Там был не самый красивый пейзаж и не самый удобный подход к горе, но так как дальше шли места без единого дерева, было решено заночевать здесь. Мы разбили палатки, разобрали вещи. Макс и Женя уехали на важное задание! Мы наконец-то дождались великого события: мы сможем поесть свежего барана. Ранее мы нигде не покупали барашка, так как по сугубо личному мнению Жени все остальные бараны на свете не очень то и вкусны, а те, что водятся в Кош-Агаче……..мммммммммм, вот это и есть наслаждение. Что ж нам ничего не оставалось, как ждать прибытия в кош-агачинский район, чтобы отведать молодой баранины. И мы дождались. Вскоре они приехали с добычей: небольшой молодой барашек. Вскоре он был разделан Женей и разделен на разные части. Мы приготовили под руководством Антона отдельно потрошка, отдельно мясо. Нашим восторгам не было предела. Это было действительно вкусно. Мы как обычно слушали музыку, возможно адже иногда слишком громко, разговаривали об умных вещах смеялись и радовались, ну и конечно курили кальян, любовно приготовленный Антоном Иванычем по заявкам путешественников.

За день мы проехали 120 км, на приборах 1653м.

19.07. День Девятый «Домой на Алтай».

С утра мы проснулись от сильного ветра. Кто-то уже пошел на горы, есть у нас такие безумцы в виде Лехи, кто-то собирал вещи. Решили пожарить бараньева мяса на завтрак-обед. Получилось очень вкусно. Еще Женя приготовил кровяную колбасу по собственному рецепту. Получилось замечательно.

Пограничники пришли составить с нами деловой разговор. Они сказали, чтобы мы как можно скорее подготовили наши вещи и поехали далее в свое чудное путешествие, а проще говоря, весь их разговор значил: уматывайте отсюда, да побыстрее!!! Они нам сказали, что у них здесь, оказывается, засада на контрабандистов. Они разрешили нам переночевать рядом с ними, но ожидала, что мы окажемся примерными туристами и сазу ляжем спать. А оказалось, что с громкой музыкой и ярким светом и танцами до утра, засада теряет свой смысл! Мы не стали с ними спорить и пообещали в ближайшее время освободить место. Они нас попытали относительно монгольской границы, и Женя все подробно им рассказал, и об отсутствии пограничников и о неработающих постах. На наш взгляд они получили достаточно ценную информацию от нас, а они в свою очередь обещали предупредить остальных своих коллег, которые в будущем нам встретятся, чтобы они нас не проверяли.

14.40 выехали на редкость рано! Ехали по вполне приличной полевой дороге.

15.40 с. Кокоря, граница между Тывой и Алтаем. УРА! Начинается асфальт, выезжаем на Чуйский тракт. Пограничники  по дороге нас останавливают, но проверив номера, отпускают. Те пограничники, возле которых мы провели ночь, сдержали свое обещание и предупредили этих по рации, что мы не контрабандисты, а просто сумасшедшие путешественники.

Через 30 минут доезжаем до Кош-Агача. Там все выглядит, как реальная граница с реальной техникой. Монгольские пограничники могли бы только мечтать о таком оснащении. Оказывается, Кош-Агач переводится как «одно дерево» и так и было на самом деле. Из за большой высоты, на которой находится данный район, растительности там очень мало. Мы подумали, что место нашей предыдущей ночевки было выбрано правильно, так здесь места для это просто было. В Кош-Агаче мы снова навестили магазин. Ну не можем мы долго без этого!

Мы поехали дальше и вот уже стали узнавать знакомые пейзажи Горного Алтая. Ощущение было такое, что мы дома и вся природа рада нашему появлению. Опять наслаждались прекрасным видам гор, скал и снежных вершин.

Так как было уже 18.00 было решено не ехать еще 2 часа по плохой дороге к мифическому отличному месту для дневки, предложенному Женей, а решили остановиться недалеко от дороги. За Акташом еть спуск вниз к реке и там очень красивое место (которое некоторые из нас уже посещали в предыдущие разы на Алтае). Вот оно счастье!!!!!!!! Ни одного насекомого, очень много зелени и деревьев, красивая река - вот почему нам нравится Алтай. На нашем месте был небольшой пригорок, куда мы сели и наслаждались видами: через речку на том берегу расположились высокие деревья, мы просто не могли оторвать взгляд. Мы делились впечатлениями от путешествия в целом и даже немного гордились собой, что, несмотря на то, что никто из нас ничего подобного ранее не делал, наши машины не были специально подготовлены и оснащены для такого пути, мы все равно все успешно прошли! Что касается сложности дорог, естественно побеждают бездорожья Горной Шории. Что касается красивых пейзажей, всем запомнились тывинские просторы и очень красивые перевалы там. Но все равно как то роднее и гостеприимнее оказался все-таки Алтай.

Пока девушки сидели и наслаждались видами, мужчины работали: кто-то рубил дрова (Леха и Слава), кто то их таскал, благо здесь их было много, кто-то ставил баню (Женя), кто-то варил шурпу (Костя), все были заняты, но заняты приятно. Потом к вечеру пошел дождь. Да такой сильный, что нам пришлось укрыться в нашем зеленом шатре (склепе). Раньше мы его обязательно на каждой стоянке ставили, чтобы защититься от дурной погоды, есть такое поверьеJ. Но сейчас не помогло и это. Дождь лил неумолимо и с каждым часом все усиливался. А вообще это был вечер небычного. Оказывается, есть доказательство, что доширак деляется из горючегоJ, ребята смогли вскипятить воду, подожгли доширак и он горел и даже вода в кружке вскипела!!!! Также был эксперимент: бросить пластиковую бутылку  с водой в костер, и со временем вода в бутылке закипит.  С   некоторыми погрешностями и этот эксперимент был проведен. Особо нравилось участвовать в экспериментах Косте, Славе и Вове. И не известно до чего вообще могло все это дойти, может быть даже до Нобелевской премии.

За день мы проехали 184 км.

20.07. День Десятый. «Путь домой».

Я, Антон и Слава встали пораньше и выехали в 9 часов с места стоянки, остальные остались еще в лагере. Мы ехали по знакомой М-52. Удивлялись огромному количеству машин после наших пустынных дорог. Проезжали знакомые деревни, расположенные прямо вдоль дороги, опять же на контрасте было интересно на это смотреть после отсутствия населенных пунктов на дороге в Тыве. Там населенных пунктов совсем мало.

Так мы усталые и довольные доехали до дома! Дорога составила 856 км.

Теперь нам есть, что вспомнить и о чем поговорить, у нас даже появились планы продолжить подобное увлечение и поехать например по сложному маршруту, но, например, на Байкал или еще куда-то…Но это пока планы…..

А за удачное окончание нашего путешествия мы сейчас как ЖААААААААХНЕМ!!!!!!!!!