Охота на aurora borealis. Путешествие в заполярье на остров Шпицберген.


            Горные лыжи зимой это прекрасно. В Альпах замечательно. Но хочется чего-то еще. Таким чем-то в прошлом году была Исландия, понравилось
Этой зимой тема «подальше на север» получает продолжение. Летим на Шпицберген. Давно мысль в голове витала.  Достаточно хорошо  понимаем: январь время для заполярья темное. Тем оно и интересней. Северное сияние виднее, да и впечатления новые. Хоть раз то в ночи нужно побывать.

nbsp;      Веселье начинается с названия главного города Шпицбергена.  Этому был посвящен тематический пост в твиттере и ФБ:

«Только правильно произносящий «Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы» может произнести название главного города Шпицбергена: Longyearbyen.». День на третий наконец-то начало получаться. Тем не менее, современный норвежский, несколько легче старонорвежского (читай исландского), посему топонимы Шпицбергена вполне произносимы.

Прямого рейса из Осло на Шпицберген нет. Все полеты с посадкой в Тромсе. Это связь архипелага с большой землей. Через 30 минут после вылета из Тромсе, за окном исчезает солнечный свет, в 13-00 наступает для нас ночь. Солнечный свет мы увидим только через неделю. Аэропорт Лонгира (упрощенный российский вариант Longyearbyen) небольшой, но вполне комфортный. Надписи на значка и указателях удивляют: по норвежски, по английски и..по русски. Удивление тут же проходит, когда вспоминаешь о том, что здесь три русских поселка и все российские (в реальности украинские) шахтеры компании «Арктикуголь» прилетают именно в этот аэропорт.


Интересен статус архипелага. До начала 1920 архипелаг был вроде как ничей. Трудились и охотились там кому не лень. В только в 1920 году был подписан договор по которому на Шпицберген распространялся суверенитет Норвегии. Тем не менее, государства участники могли вести хозяйственную деятельность на этих островах. Таким правом воспользовался СССР в 1935 году присоединившись к договору.  Во время второй мировой войны советскими шахтерами добывалось около полумиллиона тонн угля в год. Сейчас эта цифра в десять раз скромнее. Из трех российских поселков: Баренцбург, Пирамида и Грумант действующим является только первый. Остальные два законсервированы (то есть брошены). Окончательно активность России подкосила катастрофа ТУ-154 с работниками «Артикугля» летевшими на рабочую смену в 1996. Самолет зацепился за гору и упал недалеко от поселка. Выживших не было. На сегодняшний день жизнь едва теплится в Баренцбурге, где в год добывают около 50 000 тонн угля (норвеги столько добывают за неделю). Весь добытый уголь идет на собственные нужды. Такая политика «застобления территории». В Баренцбург мы так и не смогли попасть, несмотря на небольшое расстояние (50 км). как пояснили местные гиды, снега для полноценного снегоходного маршрута пока недостаточно.

Наш прекрасный отель очень напоминает настоящий советский барак.

Отель


Судя по множеству артефактов, часть вещей действительно взята с русской части.


Несмотря на иллюзию барака, отель прекрасен и комфортен. Есть wi-fi, завтрак, бар.

Бар
Только вот обувь нужно при входе у отель снимать. Традиция такая.

Первым делом осматриваем городок. Он и правда небольшой. Население порядка 2000 человек. Примерно столько же туристов в высокий сезон. Сейчас сезон средний, любителей полярной ночи все же не так много.

Главная улица
Повсюду небольшие магазины, где можно купить все что нужно для севера, обувь одежду и всяческие полезности. Если есть разрешение на оружие,но можно взять винтовочку напрокат (!), поскольку выходить за пределы городка без вооружения, либо гида с вооружением запрещено. Осторожно медвед! Белых медведов тут много. Порядка трех тысяч.

Ахтунг, медведы
Стрелять их просто так нельзя, будет расследование, и не дай бог не сможете доказать, что он напал на вас, а не наоборот. Будут проблемы. Очень понравилась подкупающая своей искренностью надпись в супермаркете: «Вход с оружием запрещен!». Похоже супермаркет очищен от медведов.

Europe_2013 Fav_104_resize
Супермаркет хорош. Есть все, что нужно для счастливой и здоровой жизни. Правда товары для очень счастливой жизни (алкоголь, сигареты) отпускаются очень лимитировано, можно сказать по талонам. Дабы жители Шпицбергена не чувствовали себя слишком  уж счастливыми.

Шпицберген идеальное место для изучения севера. Этим и занимаются студенты в арктическом университете, расположенном в здании крайне запутанной, многоугольной формы.

Europe_2013 Fav_070_resize
Гармонично вписываются бары, рестораны. Нам очень понравилось блюдо названное мною: «котег, китег и оленег». Вся местная живность на одной тарелке. Вкусно, необычно, попробовать нужно.

План нашего пребывания прост и понятен:

  1. Увидеть и пощупать северное сияние.
  2. Почувствовать как же оно там в полярной ночи.
  3. Погонять в темноте на снегоходах
  4. Походить в темноте в снегоступах
  5. Покататься в темноте на собаках

Слово "день" здесь весьма условно. В основном только по часам можно понять, что время дневное. с 10 до 12 утра восток слегка слегка светлеет, и тот час же становится опять темным. Самая ярка часть дня:

Яркая часть дня

  С сиянием нам везет. Вечером администратор отеля говорит, что сияние достигло хорошей яркости и нам срочно нужно его бежать смотреть. «Куда бежать? Ясень пень из города, дабы свет вам не мешал». Думаю, ничего бы мы и не увидели, если бы не подружка администратора, пившая 8й час с ней кофе. Будучи человеком безмерной, широченной норвежской  души, она предлагает вывезти нас в направлении Бобруйска, подальше от города. Нужно отметить, что из города особо далеко не уедешь: в одну сторону 10 минут упрешься в навигационную станцию и параболические антенны размером с коттедж, в другую сторону это уже аэропорт.

Дороги
Нам точно везет! Мы начинаем видеть свечение. Сначала это похоже на зеленоватые подсвеченные облака. Лишь на третий день я уловил, что это блуждающие лучики из космоса. Техника мучается на морозе, но вполне достоверно запечатлевает увиденное. Мы не можем оторваться, как городские жители, вдруг выехавшие на природу. Счастье есть, мы его увидели! А оно соответственно нас.

Сияние
Немного о погоде и температуре. В прошлом году удивлению моему не было границ. Прилетев в Исландию я увидел что на градуснике -5, а через пару дней стало +7+8. Это в середине января. Потом немного поразмыслив я понял в чем дело. Спасибо большое  товарищу Сталину за наше счастливое детство, а Гольфстриму за теплый климат Исландии.

Все тоже самое и на Шпицбергене. Находясь за полярным кругом, подвергаясь воздействию теплого течения, температуры здесь вполне и вполне умерены. Средняя температура января -15. В период нашего пребывания холодней и не было. Иногда было -10 и даже -7. Справедливости ради необходимо отметить, что температура это не единственный показатель комфорта. Вкупе  с высокой влажностью, ветром и темнотой , -10-12 там, ощущаются как наши -25-30 в родном приморском городе Новосибирске. Одеваться приходилось соответствующе.

Катание на снегоходах вполне дело обычное. Здесь не сам снегоход важен. Когда отъезжаешь подальше от города, погружаешься в темноту, глушишь снегоход…начинаешь наслаждаться тишиной и покоем. Как будто ты в детстве где-то спрятался. Там, снаружи, все ходят, но тебя никто не видит. Это ощущение умиротворения и покоя остается до самого окончания пребывания. На фото кажется, что почти утро. В реальности полная темнота. Штатив + ISO 25000 создают иллюзию утра ;-)

Снегоходы
Снегоход здесь основной вид транспорта. Тут их многие и многие сотни. Стоят совершенно просто, иногда с ключами. Видимо угонять их особо то и некуда.

Стоянка снегоходов
Ходьба на снегоступах чем то похожа. Только вместо гула мотора, стоит хруст снега под ногами. И опять тишина и покой… Организм начинается путаться. Не понимая, когда же нужно спать, а когда бодрствовать? В три часа дня вдруг начинает клонить в сон… Только час другой сна помогают восстановится. Утром тоже необычно: приходится вставать в темноте, понимая, что света сегодня не будет. «День» наступает в 10 утра. Это значит где то далеко за горизонтом небо на какую то часть тона становится светлее. Это ненадого. Через пару часов опять полная тьма, и огромные звезды. Солнце здесь появится только в марте месяце.

Собаки…Это прекрасно. Особенно когда это хаски. Собачье общежитие состоит из загона с порядком сотни персональных домиков.

Конуры
У каждого своя конура. При нашем приближении собаки оживают, приветствуя нас радостным лаем.

Собачья радость
Несмотря на то, что собак много, разных размеров и окрасов, все они безмерно рады нашему визиту. Стараемся погладить всех, радость четвероногих друзей безмерна. Они пытаются встать на плечи, облизать каждого. Ни одна собака не проявила хотя бы капли агрессии, все только нас и ждали.

Карина и собаки
Они понимают, что мы их сейчас возьмем кататься. Большего счастья для собаки выросшей на севере придумать сложно. Лай перетекает в требовательный вой. Когда гид начинает нам объяснять как нужно организовывать собачью упряжку, начинается просто адский собачий ор. Всеми возможными звуками, движениями собаки пытаются дать понять, что именно их нужно взять и запрячь. Кто-то роет лапами снег, кто-то грохочет миской, кто-то протяжно воет. Полная какофония. Начинаем запрягать. Каждые сани будет тянуть связка из шести собак. Как только собаку отцепляешь с цепи конуры, так она  с гордым видом «хохо! Мы каста избранных» уже начинается тянуть тебя во все стороны. Приходится крепить сани в двух точках, дабы не дать собакам все запутать.

Сани
Готово. Сани просто дрожат от собачей энергии, которая плещется через край. Сани держит стояночный тормоз, и якорь. Стоит их чуть ослабить, великолепная шестерка начинает свое действо. После крика гида «поехали», выдергиваю якорь, и мы срываемся с места. Кто-то из наших сразу валится на повороте, не часто мы ездим на собаках, но скоро все выправляется и мы мчим по белому, темному безмолвию…

Управляются собаки достаточно просто. Через пара часов остановка и опять созерцание темноты и наслаждение покоем. Видно, что собаки начинают уставать, особенно хорошо это проявляется на обратном пути, когда дорога начинает идти в гору. В какой-то момент приходится даже слазить с саней, дабы облегчить жизнь нашим четвероногим друзьям. Ощущения замечательные, собаки же довольные продуктивным днем, отцепляются от упряжи и разводятся по конурам.

В предпоследний день мы решили воспользоваться благами цивилизации в виде специально приложения на айфоне, которое мониторит интенсивность северного сияния.

Iphone
Окзалалось штука весьма полезная и интересная. Вот как раз в середине этого мониторинга и озарило весьма сильное сияние, которое было видно даже при свете фонарей в городе. За городом зрелище было просто магическое: очень яркое и динамичное. С чувством глубочайшего удовлетворения мы теперь могли  отправляться домой.

Сияние 2
Улетали мы радостные. С одной стороны очень уж необычное путешествие с новыми впечатлениями, ощущениями, осознанием того, что ты далеко на севере, с другой счастье увидеть белый свет спустя почти неделю.

Белый свет явился нам на следующий день в Осло, и был достаточно непривычен. А когда железная птица Аэрофлота взяла курс на Москву и поднялась над облаками, показалось солнце. Вот тут то и пришлось долго привыкать к нему. Еще день другой дома немного щурился глядя даже на пасмурное небо.

На очереди Гренландия. Будем стараться сделать это в 2014м.