НА КРАЙ ЕВРАЗИИ 2013. ЧАСТЬ V/III. КИТАЙ.ОТ ЛХАСЫ ДО ГРАНИЦЫ С ЛАОСОМ.


Часть 5/3. Китай. От Лхасы до границы с Лаосом.
Per aspera ad astra. Долгий объезд. Попадаем в снегопад.В Юннане начинаются тропики.
5-3 China-49
 Как ни странно первой проблемой на следующий день оказывается…заправка. Их тут много, но вот заправиться совсем и совсем непросто. На первой заправке нам отказывают по той причине, что мы иностранцы. Никакие разрешительные документы не помогают. На второй тоже. На третьей мы принципиально решаем идти до конца. Через 20 минут, после консультации с полицией наконец нас заправляют. Для того, что бы заправится в Тибете, нужны следующие вещи: китайский регистрационный номер автомобиля (нужно снять и принести), китайские права, паспорт. Только после предъявления всего этого, можно залить в бак горючее. Но только в бак! В канистры категорически заправляться запрещено. Чем уж руководствовались власти вводя такие ограничения мы не знаем, но попахивало это идиотизмом.

  Следующее не менее грандиозное ограничение касалось скоростного режима. На одном из постов нам дают бумажку с указанием текущего времени и расчётного времени прибытия на следующий пост.
Gopro Preview.Still001
  Ни в коем случае нельзя прибывать туда раньше времени. В среднем ограничение получалось в районе 45-50 км.ч. Подъезжая к посту мы присоединялись к таким же водителями как мы, кто приехал немного раньше и стоял, выжидая нужное время. Глупо, неэффективно.
Далее мы имеем возможность увидеть, как будет выглядеть ситуация, если все люди будут глупы. Чудовищно глупы. Вроде бы все просто: на узкой двух полосной (одна полоса движения в каждую сторону) дороге идет ремонт. Ремонтники периодически полностью закрывают дорогу (на 10-15 минут), периодически пропускают поочередно то одно направление, то другое. То есть машины или просто стоят ждут пока никто не едет, или ждут пока проедут встречные или едут сами. Но мы в Китае. Приближаясь к ремонту и становясь в очередь на своей полосе мы видим, что китайские водители, недолго думая, занимают встречную полосу. Таким образом обе полосы вот-вот будут заняты и встречные машины попросту не проедут. Быстро оценив уровень iq местных водителей, я становлюсь поперек встречной полосы, дабы ни у кого не было соблазна ее запрудить. Через 10 минут, на этой самой полосе за мной образуется внушительная толпа. В толпе стоят даже длинномеры, все происходит на встречной полосе. Разумеется, когда дорожники открывают движение, начинается затор, поскольку встречная полоса впереди меня частично занята. Начинается мучительное втискивание, ужимание, в общем все те, кто оказался на встречной полосе, вдруг резко осознают, что они мешают движению. Как ведь это неожиданно и непредсказуемо.
 Через несколько минут образуется полный затор, движение остановлено. Мы понимаем, что ничего таким образом не изменится. Все просто стоят и смотрят друг на друга. У меня в голове одно слово: «бараны». Мы начинаем действовать: одна группа, вооруженная связью, уходит вперед, вторая начинает регулировать движение толпы здесь. Китайцы, впечатленные нашими способностями, покорно делают все, что им говорим мы. Передняя группа сообщает, что  в той части та же проблема. Они ей занимаются. В ход идут громкие голоса, злые лица, удары кулаком по капоту, и грозное лицо нашего большого человека Игоря.
MAIN.Still005
  Тойота периодически дает сигнал тепловозным гудком, наводя ужас на окружающих. Через 40 минут мы, наконец, проезжаем. По пути в толпе встречаем полицейскую машину, откуда блюстители порядка мирно созерцают, как мы выполняем их работу. Да… Китайские водители это нечто. Более глупого способа создать пробку я еще не видел.
Еще нас повеселило решение проблемы доступа грузового транспорта в город.
5-3 China-02

  Оказывается, все просто: достаточно сделать планку на высоте два метра 10 сантиметров, чтобы грузовики не могли попасть в город.
5-3 China-03
  Мы, с нашим тюнингом и багажом, теперь тоже не можем попасть в город. Мы выше 2.10 м., в таких местах нам приходилось искать обходные пути.  Дальнейшая дорога лежит на север Тибета, вдоль самой высокогорной железной дороги мира, соединяющей Лхасу с центральными областями Китая. Мы периодически взлетали выше 5000 м.  На одном из перевалов нас накрывает настоящий, полноценный снегопад, какой у нас бывает в ноябре.
5-3 China-07

5-3 China-05

  Есть настроение поиграть в снежки.
5-3 China-06

  И все-таки дорога через Голмуд нам кажется слишком длинной. За сотню километров перед городом есть более короткая дорога. Меня смущает то, что это второстепенная дорога, и как результат она может быть весьма плохого качества. Али делает несколько звонков, проясняя ситуацию и совсем скоро убеждает меня, что по всем его данным дорога здесь вполне приемлема. Асфальта почти нет, но ехать можно очень быстро. Возможно не стоило его слушать и нужно было проехать по более долгой, но гарантированно хорошей дороге. История не терпит сослагательного наклонения, мы выбрали этот путь и вот что получилось.
Первая сотня километров проходит легко и прекрасно. Мы местами развиваем скорость до 100 км.ч. по грунтовой дороге. Следующая сотня проходит уже не так легко. Ямы, канавы, объезды.
5-3 China-29
  Средняя скорость падает до 20-30 км.ч.
Следующие несколько дней картина повторяется. Мы едем целый день по отвратной дороге, приезжаем в маленький китайский городок-деревню. Утром обнаруживаем наши машины окруженными местными жителями
MAIN.Still006
   На следующий день все повторяется заново. Временами за 12 часов движения проходим не более 200 км. Такое тяжкое dejavu.
Немного о китайских водителях. Более безрассудной езды я еще не видел. Ночь. Узкая горная дорога. Слева скала, справа пропасть. Мы осторожно движемся со скоростью 60-70 км.ч. В этот момент, в абсолютно глухом повороте, тебя спокойно обгоняет длинномер на скорости 100 км.ч. Остается только ежится при мысли, что может быть. Почти все водители едут исключительно с дальним светом. Это сильно напрягает глаза. Очень тяжело понимают, когда мы им мигаем светом. Иногда Игорь использует прожекторы для особенно несообразительных водителей. Но это мало помогает, такая здесь культура вождения. Еще одно жутковатое изобретение китайских инженеров: поскольку очень уж любят дальнобойщики перегружать свои авто, а дорога горная, изобилующая спусками и подъемами, для них придумана система водного охлаждения шин. На заправке в специальные баки наливается вода, а во время спуска она орошает колеса, не давая им перегреться. Инженеры пошли еще дальше. Для удобства водителя в ночное время, вся эта конструкция подсвечивается несколькими фонарями. Так уж сделано, что эти фонари светят прямо в лицо машины, следующей за длинномером. Первый раз увидев ЭТО, я чуть не сошел с ума, отчаянно давя тормоз и не понимая, откуда столько встречных машин. Именно такой эффект дают эти фонари. Это сильно дезориентирует  и напрягает в ночное время. Обгоны совершаются просто на грани. Частенько встречные машины видя, что им нужно избежать лобового столкновения, жмутся вправо и останавливаются. Водители понимают только тепловозный гудок или яркий свет прожекторов. Стандартные сигналы звука и света они просто игнорируют.
Поскольку эти места вообще далеки от цивилизации, я полагаю, что часть местных жителей первый раз в жизни видела европеоидов. В одном из сел нам нужно было сваркой немного подделать держатель запасного колеса.
5-3 China-08
  Собралось порядка трех десятков человек посмотреть на это диковинное зрелище.
5-3 China-11

5-3 China-09
  Некоторые из жителей выглядят весьма колоритно.
5-3 China-14
  По дороге видели настоящих степных волков, которые перебегали дорогу прямо перед нами.
5-3 China-17
  Небольшую тибетскую школу прямо на лужайке, куда мы зашли и с интересом поснимали учеников и учителя.
5-3 China-27

5-3 China-26
  Сначала дети учат латинские буквы, а потом уже их используют при траскрипции тибетских иероглифов.

5-3 China-21

5-3 China-25
  Обучение происходит прямо на поляне.
5-3 China-22
  Мы уже в провинции Сычуань, которая славится острой едой. В ресторане есть становится тяжело: «достань брандспойт и потуши» вспоминается песня. Единственное, что можно есть без опасений, это рис. Все остальное щедро приправлено всяческими пряностями и остростями. Как мы не просим делать не остро, у местных поваров это плохо получается.
Иногда по дороге можно встретить вот такие огромные ступы.
5-3 China-16
  Несмотря на то, что формально мы выехали из Тибета, повсюду чувствуется его дух. Попадаем в буддисткие монастыри.
5-3 China-33

5-3 China-35
  Свадебная фотосессия на фоне молитвенных барабанов.
5-3 China-37
  И вот, на 40й день путешествия, происходит знаковое событие. Мы попадаем в Юннань. Причем это происходит достаточно внезапно. В какой-то момент начинается спуск. Очень колоритный спуск. Красивейший. Долго едем по тоннелю, а когда выезжаем, то мы уже в тропиках. Теплый, влажный воздух, лианы и непрекращающаяся какофония из кустов.
5-3 China-32
  Реки становятся глиняного цвета.
5-3 China-47
  Новейшие автомобильные шоссе.
5-3 China-49
  Из кустов доносятся стрекотания, посвистывания, поскрипывания, шуршание и вся возможная гамма мира животных и насекомых. Делать шаг в сторону с асфальта просто страшно. Тропики будут теперь до конца путешествия. Мы спускаемся с Тибетского нагорья, на котором провели почти три недели.  Поднимаемся и опускаемся на перевалы, завороженно смотрим вокруг. После выжженного Тибета глаз радуется всему зеленому. Зеленый цвет доминирует, буйство всяческой растительности по краям дороги и повсюду, куда ни посмотри. Наконец начинается то, чего мы так долго ждали: многополосное платное шоссе, по три полосы в каждую сторону. Именно на нем, возрадовавшись, я разгоняюсь до отметки 160 км.ч.
5-3 China-46
Вот как выглядит счастье. Очередной рубеж сложностей преодолен. Мы прибываем в город Чэнду. С пригородами его население насчитывает 14 миллионов человек.
Чэнду сегодня известен, прежде всего, своим природным заповедником больших панд. Однако нас ждет большое разочарование. Поскольку «пандам жарко», то они находятся в тесных закрытых клетках с микроклиматом. Выглядят они не очень довольными и счастливыми.
5-3 China-41
Зато наш Феня сдружился с деревянной лисой.
5-3 China-44
На улице за 30 и очень влажно, долго гулять сложно. Город выглядит современно, аккуратно и…как-то пусто.  Для многомиллионного мегаполиса не так много машин и пешеходов. Мы совершенно спокойно ездим по городу без всяких пробок ,хотя это середина рабочего дня. Тут же обнаруживается самое большое по площади здание мира, открытое для работы буквально несколько дней назад.
5-3 China-45
Дорога Чэнду-Куньминь длинной 850 км. Проходит, в основном, по платному хорошему шоссе. Но весь день льют дожди и мало что остается в памяти. Мы торопимся покинуть Китай по графику. Стоит задержаться хотя-бы на один день и у нас будут проблемы. Кроме того, китайские права и номера действуют только до запланированной даты выезда. Сказывается время, потерянное в первой части Тибета и во второй. Куньминь особого впечатления не произвел. Почти такой же большой город. Опять весь день идет дождь и стоит жара. Ничего настолько примечательного, чтобы врезалось в память. Или мы уже пресытились впечатлениями.
На пути очередной небольшой китайский город с непроизносимым названием. В нем уже чувствуется дыхание Юго-Восточной Азии. Статуи слонов и туристическая направленность. Как объясняет Али, здесь много туристов. Не совсем понятно, что они тут делают. Мы же смогли купить кучу разновидностей пуэра -  чая, выдержанного в земле. Последний город на нашем пути это пограничный Мохан. Чувствуется влияние Таиланда.
5-3 China-48
В нем мы прощаемся с Али, он провел с нами почти месяц. Проходим формальности и пересекаем границу. Мы в Лаосе.
5-3 China-51

Продолжение следует...