НА КРАЙ ЕВРАЗИИ 2013. ЧАСТЬ I. РОССИЯ-КАЗАХСТАН


Как все начиналось.
После интереснейшей экспедиции «Азиатское кольцо 2012», еще больше захотелось чего-то такого интересного и захватывающего. Не прошло и месяца с момента возвращения в Новосибирск, как меня начали переполнять идеи. Взяв карту мира, я быстренько набросал схему для пары экспедиций. Всё нереализованное ранее (несостоявшаяся поездка в Тибет в 2008, непройдённый полностью Памирский тракт) упорно просилось в новый маршрут. Тут же вспомнилось, что Ташкент это единственная непосещённая столица в бывшей советской средней Азии, да и на Байконур было бы неплохо попасть, раз уж мы планируем бороздить просторы бескрайних казахских степей. После тщательного анализа кое-что было убрано с маршрута, кое-что добавлено. В итоге план движения выглядел так:
На край Евразии final for web
На случай закрытия Тибета был предусмотрен вариант прохождения через пустыню Такла-Макан, с поездкой на поезде из Голмуда в столицу Тибета Лхасу, и дальнейшего объезда Тибета через Сычуань и Юннань.
Расчетное расстояние 20 000 км., время в пути 60 дней. На пути 10 стран, финальная точка путешествия мыс Пиай в Малайзии: самая южная оконечность Евразийского континента. На некоторых участках я консультировался с Владимиром (за что ему большое спасибо), кто ранее проходил по части нашего маршрута, Китай и ЮВ Азию. Его отчет на drom.ru здесь. Документы начинаем оформлять зимой. Самая сложная страна в этом плане Китай, и в частности Тибет. В итоге в поездку отправляемся на проверенных Nissan Navara и TLC 80. Стартуем 1 июля 2013 г.
Часть 1. Россия, Казахстан.
1 июля хмуро, льет дождь. Традиционно нас провожает в дорогу новосибирский канал ОТС. На центральной площади Новосибирска снимаем небольшой информационный ролик о том, как мы собираемся покорить Евразию. Ролик выходит в вечернем выпуске местных новостей:

Настроение приподнятое, веселимся от души.
LJ-04
На заправке спрашиваем оператора как же нам проехать до Малайзии ;-) В рации периодически звучит радостное «Коллеги! До Малайзии осталось всего 19900 км!». Поскольку мы проезжаем мою дачу, нас выходит, проводить мой папик. На традиционный вопрос как же доехать до Малайзии, ничуть не смущаясь, он поясняет: «сначала едете прямо, потом в Таджикистане поверните налево в Китай, и там уже вниз в сторону Малайзии». Теперь мы совершенно точно знаем, как попасть на мыс Пиай.
На границе с Казахстаном нас внимательно рассматривают российские пограничники и спрашивают: «а это не вас ли показывают по телевизионному каналу «Драйв» как вы объезжаете Байкал?». Мы отвечаем утвердительно, радуясь при этом, что наш проект «Дорогами БАМа» так популярен, и нас вот так запросто узнают. Дарим несколько DVD с нашим прошлогодним проектом «Азиатское кольцо 2012», фотографируем пограничников на их собственные телефоны на фоне наших авто. Ребята прямо завороженно читали диковинные называния городов на ленте нашего маршрута. Рвемся вперед, в Казахстан.
Часть казахской дороги нам знакома по прошлогодним поездкам, но не доезжая о.Балхаш уходим в направлении Кызыл-Орды, едем на Байконур. Ожидаемые степи, не очень хорошие дороги.
Местами просто совсем неприятные.
LJ-06
LJ-07
В лучах заката жизнь кажется прекрасной.
LJ-08

Первый форс-мажор случается почти сразу. Звонит туркомпания, кто оформлял документы для посещения Байконура. Пока мы ехали, был произведен запуск «Протона», и как выяснилось неудачный. В прямом  эфире происходит авария . Через несколько десятков секунд после запуска, «Протон» падает, разливая при этом огромное количество ядовитого гептила.

Перед нами встает вопрос: а ехать или нет теперь на Байконур? Поскольку точных данных о загрязнении территории и закрытии космодрома пока нет, договариваемся созвониться позже, когда мы достигнем Кызыл-Орды.
К нашему счастью шел грозовой фронт, сильный ветер сдувал гептил в безлюдные степи, а дождь осаждал пары ядовитого топлива из атмосферы. Спустя несколько часов нам сообщают: ехать можно. К полуночи добираемся до Кызыл-Орды откуда до стартового комплекса всего 200 км. Но мы в Казахстане, где даже 200 км. могут быть очень долгими. Дорога находится в стадии активного ремонта. Небольшие отрезки хорошего асфальта, перемежаются с ухабистыми разъездами. Прибываем на Байконур в только 6 утра, когда уже светло.
LJ-10
Стартовые площадки и прочая техническая часть находятся за городком. Территория всего комплекса огромная. От одной стартовой площадки до другой передвигаться нужно только автотранспортом.
LJ-20

В степях стоит одноименный городок советского типа. Такой небольшой советский анклав, где, видимо, с 80-х годов мало что поменялось. В городе много машин с русскими номерами, да и народ в основном российский.
LJ-30
 Попадаем на самую главную площадку, площадку №1: именно отсюда стартовал Гагарин. Фотографировать вблизи не разрешают, хотя пару пиратских фотографий все же успеваем сделать.  Тишина и покой, только охрана и больше никого.
IMG_2431
LJ-14

Следующая остановка это музей. Обычно это слово на меня навевает грусть и тоску. Но такой музей совсем не из категории грустных. Очень много интересного, исторического. Пару часов осматриваем бесчисленные образцы техники, документы, фотографии, космическая еда и много еще чего интересного. Здесь вершились вещи изменившие мир.
LJ-15
LJ-16
LJ-17
LJ-18
LJ-21
LJ-22
LJ-24
Особенно поразил проект «Буран». Оказывается, было построено 10 (!!!) прототипов этого летающего монстра. Да и размах средств, привлеченных на всю программу, поражал воображение. На мой вопрос, а где же среди этих 10 экземпляров тот самый, что побывал в космосе, гид буднично отвечает: «пожар у нас тут был… обрушились перекрытия… не удалось его спасти…». Вот оно как. Остальные остались целы, их распродали, а тот ради кого это все затевалось просто сгинул в никуда.
LJ-25
LJ-26
LJ-27
Кто-то из нашей команды был просто без ума от счастья: он смог прилечь на ту же самую кровать, на которой ночевал Гагарин в ночь перед стартом.
LJ-29
Комнатка проста и скромна. Обязателен портрет В.И.Ленина. Видимо основоположнник космонавтики был такой.
LJ-28
А я вспомнил, как в школе читал рассказ о первом запуске, и как описывалась эта ночь и утро старта. И вот мы прямо тут.
А у меня все вертится в голове интернет мотивчик:
А где тут руль? — спросил Гагарин. — Деревня! — буркнул Королёв, — ещё спроси: а где тут вожжи, ещё «поехали!» скажи…
Хоть раз в жизни Байконур стоит увидеть. Довольные и под впечатлением от увиденного, мы двигаемся дальше, опять до Кызыл-Орды и на границу с Узбекистаном.
По пути пересекаем Сырдарью.
LJ-32
Местами попадаем в незамысловатые тупики.
LJ-33
Как ни странно, местами начинается многополосный автобан отличного качества.
LJ-35
Недолго, правда. На карте все выглядит достаточно гладко: доезжаем до Шимкента, там рядом погранпереход в Узбекистан и вот мы в Ташкенте. Но мы в Азии, и все, что нам кажется очевидным и простым, там видится несколько иначе.
Подъехав на КПП вижу несколько странную картину: и вроде бы граница, и люди суетятся, но вот для машин проезда не видно. Оказывается это пешая граница, для автомобилей граница находится в 130 км. от этого места. То есть сначала нужно выписать крюк по Казахстану, а потом пройдя границу довершить его по Узбекистану. Чем продиктовано такое мудрейшее решение, сказать сложно. Конечно традиционно по-азиатски указатели отсутствуют. Посему выписываем вот такую дугу, проезжая даже немного дальше положенного.
krug Tashkent
КПП Косынбаева-Ялама самое неприятное из всех, что нам приходилось проходить. Похоже, что правительства обоих стран решили перевести эти заведения в режим самофинансирования. О них просто забыли, к большому удовольствию работников границы и таможни. Несмотря на гордую надпись «Режим работы: круглосуточно, без перерыва» в 6 утра все закрыто. Деньги хотели все: за то что нас пустят (остальные авто пустили кажется не ранее полудня), за ремонт шлагбаума («вах, не открывается шлагбаум, сломался,да»), за прохождение границы, за прохождение таможни, за транспортный контроль, за ветеринарный контроль, за ремонт компьютера («сломался, да, не могу документы оформить!»), за просто так. Расстраивало то, что, несмотря на получение денег все делалось катастрофически медленно. Потеряв часа 4 мы продвигаемся на узбекскую часть. Все повторяется в том же порядке. В отличие от казахов, узбекские пограничники традиционно любят инспектировать ВСЁ. Приходится разгружать полностью две машины, все показывать и пояснять. Через часа три мы наконец-то свободны. Нас ждет последняя не посещённая нами столица советской Средней Азии. Мы едем в Ташкент.
Продолжение следует...


Оцените материал

VK FB TW G+ OK LJ MM


Комментарии