Азиатско кольцо 2012. Часть 4. Туркмения. Terra australis incognita.



Самая труднопрогнозирумая часть нашего путешествия. Попасть в Туркмению непросто, в силу визовых ограничений. Это единственная страна на нашем маршруте куда нужна была виза. Визу нужно было делать заранее, и как показывает практика гражданам СНГ в основном отказывают. Нужно было предоставить внушительный список документов дабы ее получить. Вот такая была terra australis incognita перед нами. Чем больше ограничений и запретов тем интересней. Посему узнав, что нам дали визу, мы сильно обрадовались. Одним из редких отчетов о Туркмении в интернете станет больше.


Рано утром покидаем Бухару и направляемся на запад, в Туркменистан. Прохождение границы не очень сложное, если не считать кучи поборов и стоимость виз. В итоге, только на въезде отдаем по 170 долларов за человека, и какие то сборы за авто. Поскольку дизтопливо в Туркменистане очень дешевое, с нас берут 30 долларов в качестве компенсации. Сумма высчитывается исходя из маршрута.  Так же прилагается карта нашего движения и план нашего пребывания. Более 8 дней пробыть не сможем. Тут же на КПП нас встречает представитель туркомпании – Гозель. Она нас будет сопровождать до выезда из страны.

              Начинаем движение. Пересекаем бурную, мутную Амударью по понтонному мосту.

IMG_1052
 Окружающее пространство  вскоре превращается в пустыню.  Это туркменские Каракумы (в переводе «черные пески» почему то).
Edited Favorits Asia_323_resize
Первый раз в жизни еду по пустыне. Останавливаемся, дабы прогуляться по песку, полазить по барханам, пофотать.
Edited Favorits Asia_327_resize
Полный восторг! Температура неуклонно растет. На градуснике +43. И тут в Наваре ломается кондиционер…
Edited Favorits Asia_325_resize
А еще 5 часов дороги, через Мары (древний Мерв) в Ашгабат. Шансов починить нет, посему вспоминаю немного физику, одеваю майку и поливаю себя водой. В мокрой одежде шансы остыть есть. Приходится повторять процедуру полива каждые 20-30 мин., иначе с непривычки можно схватить тепловой удар.
Edited Favorits Asia_330_resize

              Еще одна крайность с ценами на топливо. Если в Узбекистане в рублевом эквиваленте мы заправлялись по 50 руб., то здесь это стоит…7 руб. Рады этому сильно, хотя особо на потребление топлива повлиять не можем. Пользуемся халявой пассивно. Через 600 км., уже ночью въезжаем в яркий, издали светящийся  Ашагабат. Дорога в жаре утомительна, добираемся до гостиницы и спать.

              На второй день, направляемся в Дарвазу. Это небольшой поселок, располагающийся в самом центре Туркмении. В 70-х годах там искали газ советские специалисты. В какой то момент буровая установка просто провалилась в песок, образовалась огромная яма из которой пошел газ. Было принято решение газ поджечь, и через несколько дней продолжить исследования. Газ подожгли, но вот только он до сих пор не закончился и горит по сей день на протяжении 40 лет. «Врата в ад» так называют ее туристические путеводители. Именно за этой красотой мы направляемся на одной машине в центр пустыни.

По пути останавливаемся около хлопкового поля. Наконец то увидим и пощупаем, как растет азиатский "Ак алтын" (белое золото). Золото так притягивает, что я прыгаю в кучу собранного хлопка как дитя малое, вызывая искреннее удивление местных хлопкоробов. Ощущение божественное…куча мягкой ваты.
Edited Favorits Asia_339_resize
Заезжаем в маленькое село, местная чайхана. Во дворе собрано единственное пустынное дерево саксаул.
Edited Favorits Asia_350_resize
Через часа 4, поплутав среди барханов, следуя за машиной местного гида уже затемно подъезжаем к месту назначения. Тут же стоит лагерь немецких туристов, чуть дальше итальянских.

Ночью зрелище безусловно потрясающее. Дыра в диаметре около сотни метров, газ сочится из многих расщелин и тут же сгорает мириадами факелов.

Из ямы выходит горячий, обжигающий воздух (это при том что температура окружающего воздуха, только час назад опустилась ниже +40) со специфическим запахом горелого газа.
Edited Favorits Asia_358_resize

Фото и видеосессия.
Edited Favorits Asia_362
Чуть позже начинаем обращать внимание на то, что творится под ногами. Ночью просыпается жизнь. Море каких то жучков, козявок, пауков. Костя ловит огромного жука, и устраивает на своих руках бой со скорпионом.
Edited Favorits Asia_353_resize
Их там тоже много, приходится внимательно смотреть под ноги, дабы не наступить на этих чудных представителей фауны.
Edited Favorits Asia_357_resize
Сон конечно тяжелый, температура ночью не опускается ниже +35, все время кажется, что кто то из представителей фауны пробрался в палатку. Первый раз ночуем в пустыне.
Встаю с утра пораньше, около половины 6, дабы заснять рассвет. Пока устанавливаю на горке видеокамеру подходит туристка. Завязывается разговор, особенно веселит, что она из Миннесоты, как раз где я проучился пару лет. Путешествует одна с гидом, под глубоким впечатлением от Востока.

              Утром возвращаемся обратно в Ашгабат. Пора бы тщательно рассмотреть столицу. Первое ощущение от увиденного города при свете, это шик и блеск белого мрамора, стекла, золота.
Edited Favorits Asia_389_resize

Президенский дворец.

Edited Favorits Asia_384_resize

Мрамора здесь много. Госучреждения, высшие учебные заведения, новые дома, иногда просто школы, и даже цирк, все это отделано дорогим, качественным мрамором. Чистота на улицах неимоверная. Нас все время тормозили и говорили что на грязных машинах в город заезжать нельзя. Мы утверждали (совершенно честно) что мыли авто два часа назад! «Тогда на въезде в город остановитесь и протрите тряпочкой пыль, машина должна блестеть». Вот оно как!

Едем по городу. Гозель предупреждает, фотографировать государственные объекты нельзя. Стоит мне только фотик взять в руки, раздается свист и появляются вооруженные люди. Нелегкий туризм. Помимо большого количества сверкающих новых зданий, идеальных дорог с разметкой, кондиционированных остановок, люстр (!) на улице и прочих атрибутов архитектуры и дизайна в столице Туркмении много зелени и фонтанов.
Вот так туркмены ждут автобусов в комфорте.
Edited Favorits Asia_372_resize
Центр утопает в деревьях и газонах. Глаз радует неимоверно, особенно на контрасте с пустыней вокруг.
Edited Favorits Asia_383_resize

              Еще одной отличительной чертой столицы является культ лидера. В городе установлено не менее 6-8 позолоченных статуй первому президенту Туркмении – Сапармурату Ниязову (Туркменбаши).

Edited Favorits Asia_387
Его лик можно углядеть на зданиях, документах, цитатах и т.д. Сегодня страной руководит Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов.
На фото: президенты встречаются взглядами.
Edited Favorits Asia_377_resize
Я уже неплохо научился выговаривать сложные имена. Повсюду портрет президента, он глядит на вас из фоейе отеля, с передней панели такси, с портретов на улице, из книг, из телевизора и много еще откуда. Культ его личности не так сильно развит, как был у первого президента, но для нас все равно это очень необычно.

              Музей ковра здание монументальное. Огромное и очень тихое, пустое. Кроме нас ни одного туриста за два часа мы не увидели. Зато полюбовались на ковры ручной работы, и пару самых больших ковров в мире. Масштабные вещи, весом под тонну.
Другая часть группы, отправилась в музей подарков Туркменбаши. Вернулись они под глубоким впечатлением от количества, и качества того, что дарили первому президенту Туркмении.
  В Туркмении вообще культ ковра и ахалтекинцев. Классические ковровые узоры всех 5 регионов являются составной частью Туркменского флага. Это ревностно охраняемая традиция. Ковер здесь важный культурный элемент. Жеребцы из Ахала вообще эталон в конном мире. В течении  5000 лет ахалтекинская порода не имела скрещиваний с другими породами, оказала большое влияние на арабскую и английскую скаковых. Ахалтекинцы красивы, мощны и грациозны, прекрасно адаптированы к сильной жаре. Нынешний президент большой поклонник породы, и ей уделяется много внимания.
  И все же ощущение от Ашгабата двоякое: с одной стороны чистота, красота, порядок идеальный, много зелени. С другой город какой то неживой. Пешеходов нет, кафе и ресторанов не видно, нет какого то места где можно попить чай, кофе, лицезреть город и т.д. Жаль конечно, что нет возможности использовать телефон для передачи данных, только голосовая связь. В отеле блокированы youtube и почему то facebook. Чувствуешь себя отрезанным от мира,хотя твиттер исправно работал.

Отдельной строкой нужно отметить нашего гида: Гозель.  Могу честно сказать, никогда еще не видел такого спокойного, интересного, интеллигентного и образованного гида. Женщина в годах, бывший университетский преподаватель .  Замечательный человек, с прекрасным чувством юмора! Все эти 5 дней с ней было интересно. Узнали много об истории, языках, людях и многом другом. По нашей просьбе гид купила нам книгу «Рухнама» о которой мы много слышали, но никогда не видели. Гозель сама для нас дома сделала плов! Самый позитивный опыт, может быть когда то еще с ней встретимся.

              Дальнейший путь лежит на Каспий, город Туркменбаши, бывший Красноводск. По пути  у нас второй раз ломается кондиционер, на улице +44. Теперь не привыкать. В организме начинают активно работать адаптационные механизмы. Привыкаем к жаре. Теперь и в машине +44 С без кондиционера переносится легче.
Edited Favorits Asia_398_resize

Тукрменбаши - небольшой курортный городок. Одноименный отель стоит прямо на берегу залива. Жаль, что купаться там нельзя, нужно ехать в специальное место, Каспий тут не очень чист. Ремонтируем авто, пробуем новый вариант плова, каспийский, вместо мяса используется осетрина. Вкусно, но по сравнению с Узбекистаном очень даже дорого.  Встречаем кортеж президента, все блокировано ждем полтора часа пока он проедет. Снимать разумеется ничего нельзя.

Теперь дорога все время лежит вдоль Каспия, на Казахстан. Вдоль дороги виден источник туркменского счастья: газовые вышки.
Edited Favorits Asia_403_resize
Страна добывает много природного газа, и является важным игроком на рынке. Слева Каспий, справа залив Карабогазгол («озеро черная пасть»). Это словосочетание знакомо мне еще с 7 класса, в учебнике по химии было написано, что это место с огромным количеством солей. Так оно и есть. Залив соединен с морем узким перешейком, через который построен мост. Соли и на самом деле много. В какой то момент мы даже устроили солевой дрифт. На фото кажется, что это обычный снег. А так соль, причем настоящая, на вкус соленая.
Edited Favorits Asia_406_resize

Въезжаем в последний поселок на Территории Туркмении: Бекдаш. В попытке выехать на берег пробиваю колесо. Начинаю его менять, прошу Костю и Сашу закинуть колесо на крышу 80ки дабы отвезти его побыстрее в ремонт. В момент установки нового колеса, слышу за спиной разговор ребят привязывающих пробитое колесо на 80ку. Затем следует фраза Кости: «Леха, мы поехали». «Поехали, так поехали, раз уж сильно торопятся пусть едут» рассуждаю я про себя закручивая колесо. И только вскрик заставляет меня оторваться от дела. Картина завораживающая: 80ка достаточно резво едет задним ходом, вроде бы ничего необычного, если не считать того, что водитель и пассажир с огромными глазами полными ужаса и удивления в этот момент сидят на крыше. Подвел ручник, и машина просто поехала под уклон. Мчусь на помощь. Машина целится точно в каменный столб, Саша и Костя начинают прыгать вниз. Костя едва успевает откатиться  из-под колес. Я залетаю в авто и торможу. 10 минут веселья и заклеивания раненого Кости. Пока ждем в шиномонтаже, местные дети окружают машины и настойчиво стучатся. «Девочка открой!» настаивают они глядя на Юлю. Угощаем всех конфетами. Сегодня ночевка на берегу.
Edited Favorits Asia_411_resize

Пора покидать гостеприимный Туркменистан и его пески, сегодня нас ждет Казах Республикасы и голубая лагуна, где третий день в ожидании нас томятся Владимир и Екатерина.

P.S. Немного об организации поездки.  В Туркмении есть всего 3-4 аккредитованных компании кто имеет право заниматься туризмом. Мы, по совету коллег с offroadmaster.ru обратились в ИП Зехин. И не пожалели. Отношение к нам было прекрасное, четко и понятно говорили какие документы нужны и когда. Апогеем заботы был момент, когда нужно было отремонтировать Навару в Ашгабаде. Торе (директоh ИП Зехин) сам, в рабочее время ездил сопровождал меня на СТО, а потом, когда выяснилось , что не хватает одной крестовины, поехал ее искать. Все это нам не стоило ничего дополнительно и мы еще раз прониклись уважением к такой заботе о нас. Большая ему благодарность за это, ибо были мы сильно ограничены во времени.
По цене: тур от 5-6 человек  стоил порядка 400 $ на чел. (5 дней с гостиницами и обязательным сопровождением). Отдельно оплачиваится виза на границе (порядка 160-170 $ на чел) и разные сборы (30-50$  за авто). Регистрация в отеле тоже платная, сумма небольшая. Так же отдельно стоил гид и поездка в Дарвазу (порядка 100$).

Продолжение следует.